Воспитание – это целенаправленное влияние на развитие человека в процессе его взросления и социализации, позволяющее привить ему определённые взгляды и ценностные установки, подготовить его к жизни и труду, обеспечить почву для дальнейшего самостоятельного развития. У слова «воспитание» есть два основных значения:
- сам процесс внешнего влияния на развитие индивида;
- результат этого влияния (совокупность привитых взглядов, жизненных ценностей, манер и прочих приобретённых черт личности).
У воспитания нет задачи изменить природу воспитываемого. Оно лишь помогает ему максимально приспособиться к существованию в обществе.
Наиболее существенную роль в воспитании индивида играют его родители, ближайшие родственники и педагоги. От того, каким именно будет воспитание в детстве, сильно зависит формирование личности и вся будущая жизнь взрослого человека. Современная теория полагает, что основа воспитания заключается не столько в целенаправленном воздействии педагога на воспитанника, сколько в социальном взаимодействии между ними.
Цели воспитания
В современной педагогике в качестве основных называются такие цели воспитания как:
- формирование личности, обеспечение её целостности и всесторонней развитости;
- привитие эстетических и нравственных качеств;
- развитие воли, обеспечение эмоциональной устойчивости;
- привитие социальных, культурных и духовных ценностей;
- формирование патриотичного отношения к своей стране;
- выявление, развитие и реализация личных способностей;
- создание предпосылок для дальнейшего саморазвития;
- создание почвы для разных видов познавательной деятельности;
- формирование способности адаптироваться к разным обстоятельствам.
Принципы воспитания
Современная система воспитания опирается на ряд принципов, которые призваны обеспечить единство методов, применяемых педагогами:
- Индивидуальный подход. Процесс воспитания всегда должен строиться с учётом индивидуальных особенностей восприятия ребёнка, чтобы обеспечить формирование и развитие его как уникальной личности. В частности, должны быть учтены его склонности и таланты.
- Связь с жизнью. Получаемые воспитанником знания должны находить практическое применение в повседневной жизни и помогать ему справляться с различными жизненными ситуациями.
- Опора на положительные примеры. Нельзя недооценивать важность примера для подражания. Особенно важен этот момент для развития таких черт как нравственность, ответственность и целеустремлённость. Положительный пример всегда действует эффективнее, чем акцентирование внимания воспитанника на его собственных недостатках и ошибках.
- Единство воспитательного процесса. Важно, чтобы и дома, и в школе использовались одни и те же методы воспитания. Благодаря этому у ребёнка будет вырабатываться единая шкала ценностей, и ему будет проще соответствовать предъявляемым ожиданиям.