МКОУ КГ № 6 им. А.С. Пушкина
Городской округ "город Кизляр" Республики Дагестан
  • Одаренные дети

    Одарённые дети — это дети, которые выделяются среди сверстников яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в каком-то виде деятельности, или же имеют внутренние предпосылки для таких достижений. 

    Некоторые виды одарённости:

    • Интеллектуальная. Связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребёнок отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью. 
    • Академическая. Проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребёнок отличается глубиной, лёгкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников. 
    • Творческая (креативная). Ребёнок находит новые решения, получает оригинальные результаты. Он отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения. 
    • Социальная. Ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми. Он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берёт на себя инициативу, становится лидером, организатором. 
    • Психомоторная. Ребёнок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

    Как выявить одарённого ребёнка

    Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

    ‍На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

    ‍В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

    ‍Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

    • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
    • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
    • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
    • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
    • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
    • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

    Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

    Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

    • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
    • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
    • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.
    • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.
    • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
    • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
    • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
    • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.
    • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

    Победитель Муниципального этапа конкурса "Ученик года - 2024"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie